Дугин А. Христианство и неоплатонизм

Христианство и неоплатонизм

(тезисы А.Дугина)

1. Неоплатонизм является той интеллектуальной средой, в которой происходило формирование христианского богословия. Неверно сводить неоплатонизм лишь к Оригену или Дионисию Ареопагиту, а также к христианской мистике. Это намного больше. Именно христиански понятый неоплатонизм лежит в основании концептуального аппарата всей Никейской догматики. Поэтому знакомство с неоплатонизмом как философией, а также образом мысли и даже образом жизни, христианину абсолютно необходимо.

2. Неоплатонизм относится к Православию различным образом и под ним можно понимать широко и узко разные вещи:

- Самое общее. Эллины и эллинство как таковое, то есть среда (социальная, интеллектуальная, культурная, философская, эстетическая), где происходило становление христианства;

- Александрийская школа от Филона Александрийского до Климента и Оригена (Ориген был вместе с Плотином слушателем Аммония Саккаса);

- Аллегорическое и символическое толкование Библии (в оппозиции Антиохийской школе экзегетики);

- Эллинистическое толкование Библии Филоном Александрийским (как иудейский прецедент позднейших христианских экзегез);

- Ориген и оригенизм;

- Отцы-каппадокийцы (св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Григорий Назианзин);

- Влияние Плотина, Порфирия, Амелия и т.д. на христианских авторов (те же отцы-каппадокийцы);

- Дионисий Ареопагит и влияние на него Прокла;

- Иоанн Филоппон и его полемика с Проклом с христианских позиций;

- Св. Максим Исповедник;

- Михаил Пселл и Иоанн Итал;

- Исихазм и теории нетварного света;

- Гемист Плетон и школа Мистры.

3. Это о Православии в его греческом изводе. Неоплатонизм был и на Западе, и до великой схизмы строгого различия проводить нельзя. Поэтому следует включить и западных отцов – Бл. Августин, Боэций, Скот Эриугена.

4. Платонизм оказал влияние на схоластику и после великой схизмы (но уже в ином, католическом контексте) и в Возрождение (Фичино, Пико делла Мирандола) выступил как особенное мировоззрение.

5. В эпоху возникновения русской религиозной философии (XIX- XX вв.) все эти линии, так или иначе, повлияли на софиологию и все с ней сопряженное. Это означает, что, во-первых, русская философия неразрывно связана с неоплатонизмом, во-вторых, вся культура Серебряного века связана с ним же.

6. Уместно поставить вопрос: где место неоплатонизма во всех его смыслах в современном христианском самосознании? На Западе католическая мысль даже в ее самой консервативной форме, как правило, останавливается на томизме и схоластике, а мистические тенденции более радикального платонизма разбираются в ином либо научном, либо спиритуалистском контексте. Складывается впечатление, что в Православии  эта тема вообще никак системно не обозначена.

7. Для современного русского  Православия жизненно важно новое знакомство с неоплатонизмом и его топикой. Можно составить план поэтапной реализации:

- Платоновские штудии (включая изучение греческого языка и оригинальной платонической терминологии);

- Изучение неоплатонического наследия (Плотин, Ямвлих, Прокл);

- Выявление неоплатонических тенденций в наиболее важных линиях православной мысли и догматики;

- Переосмысление русской религиозной философии (Соловьев, Булгаков, Флоренский. Лосев) с позиции масштабных знаний о платонизме;

- Создание школы православного неоплатонизма.

8. Важнейшим моментом является задача точной реконструкции осуждения платонизма и оригенизма при Юстиниане, осуждение Иоанна Итала, исихастские споры, борьба с имясловием. Необходимо точно восстановить контекст, смысл и цели всех этих моментов, осуществить деконструкцию. Нужно понять структуру и идейные основы критики платонизма на разных этапах становления христианской догматики и христианской истории в целом.

9. Полезно провести компаративистский анализ того, как неоплатонические тенденции сложились в других монотеистических религиях – в исламе (аль-фаласафа, ат-тассавуф, ишрак, шиитский гнозис) и в иудаизме (каббала). Кроме того, важно внимательнее изучить влияние неоплатонизма на Возрождение и ряд мистико-оккультных течений (от Бруно до розенкрейцеров и герметистов).

10. Значение неоплатонизма в современном православии фундаментально занижено. Интеллектуализм - не единственный путь христианина, но отсутствие интеллекта или систематическое эмоциональное слабоумие  и слепой девоционализм едва ли, в свою очередь, являются правильными путями. Не все глубоко понимают христианские догмы. Неоплатоническая философия способна помочь нам понять их лучше.