Вышел в свет второй номер философского альманаха "Деконструкция".
Приобрести этот и предыдущий выпуск альманаха "Деконструкция" можно через сетевой магазин evrazia-books.ru или позвонив по тел. +7(495)9390373 ии +7(495)7836866.
Содержание
Раздел 1. Материалы семинаров «Деконструкция»
(весенний семестр 2011 года)
Семинар № 1 Мифоанализ как метод
Обзор...................................................11
Дугин А. Г. Мифоанализ как метод ......................... 15
Сперанская Н. В. «Жестокий театр» как практическое исследование имажинэра............................. 19
Кузнецов А. А. Mundus imaginalis Анри Корбена: воображение в исламе ............................... 36
Канищев П. А. Социология воображения Дитмара Кампера......44
Коваленко А. А. Социологическое воображение Чарльза Миллса......................................46
Семинар № 2 Этносоциология: новая герменевтика общества
Обзор...................................................52
Дугин А. Г. Этносоциология мысли ..........................56
Коваленко А. А. Европейский Союз: опыт этносоциологического анализа ....................61
Василенко С. Б. Конструирование новых идентичностей:
сравнительный опыт России и Франции на примере мигрантов с Кавказа........................70
Багдасарян В. Э. Этнос и проблема цивилизационной идентичности........................74
Дмитриев И. Б. Этносоциологические предпосылки возникновения европейской философии .................79
Семинар № 3 Возможность русской философии
Обзор...................................................85
Дугин А. Г. Возможность русской философии:
хаос, имажинэр, лицо Земли
(к русской философии глубин) .........................92
Дмитриев И. Б. Субъект к хаосу .... ........................98
Медоваров М. В. Значение учения Н.Ф. Фёдорова для будущей русской философии .... ..................104
Семинар № 4 Морфология времени:
структуры, онтология, работа со временем
Обзор..................................................111
Дугин А. Г. Время и его парадигмальные вариации.............115
Жигалкин С. А. Вертикальное время концепции вечного возвращения.......................126
Савин Л. В. Рационализация времени .... ...................137
Дмитриев И. Б. Время-смерть в философии Э. Левинаса.......144
Раздел 2. Актуальные тексты и философские рефлексии
Трошкина М. Ю. Воображение в концепции Ж. Лакана. Между Эдипом и Субъектом ..........................151
Сперанская Н.В. Образ Бога. Эрос Бога .....................157
Сперанская Н.В. Эпистрофе как восстание. Добродетельный Град Аль-Фараби....................................186
Заньковский А. Несчастнейший и его γνωσις..................190
Дугин А. Г. Вертикальная топика платонизма.................198
Дугин А. Г. Политический платонизм и его политологические основания..........................201
Дмитриев И. Б. Отложенное присвоение Гераклита ...........210
Дмитриев И. Б. Имманентная критика европейского философского логоса ....................214
Макаров А. И. Платон и современная теория надындивидуальной памяти ................ ..........220
Вступительное слово
Выпуская второй номер альманаха «Деконструкция», содержаще-
го материалы регулярного семинара Центра Консервативных Иссле-
дований социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,
которые приоритетно посвящены философским и социологическим
проблемам, мы посчитали полезным сказать несколько уточняющих
слов о его названии.
Термин «деконструкция» сделал популярным Жак Деррида, пред-
ложивший рассматривать любой дискурс как текст и подвергать его в
таком качестве структуралистскому анализу. То есть, деконструкция
есть операция по контекстуализации дискурса в его базовой структу-
ре, что позволяет четче опознать его семантическую нагрузку, выя-
вить в нем адресатов, клише, пласты цитирования и схемы аллюзий.
Этот термин был напрямую скалькирован с термина «Destruktion»
и точнее, с «phaenomenologische Destruktion», который появляется
на первых страницах «Sein und Zeit»1 Мартина Хайдеггера. У Хай-
деггера «деструкция» или «феноменологическая деструкция» озна-
чает операцию по нахождению каждой философской доктрине или
автору точного места в логике развертывания западно-европейской
метафизики от досократиков до Ницше, как этот процесс расшифро-
вывал сам Хайдеггер, строя свою фундаменталь-онтологию.2 Нечто
подобное имел в виду и Деррида, только в более общем контексте.
Вот это расширение хайдеггеровского метода исторической контек-
стуализации мы и взяли за содержание концепта «деконструкция».
При этом отсылка к Дерриде для нас в этом вопросе была не принци-
пиальной, так как никакого специального почтения к этой фигуре и
его философии мы не испытываем. Однако то, что он расширил зна-
чение весьма релевантного хайдеггеровского термина «деструкция»
и сделал это понятие популярным в постмодернистской среде, за-
служивает только похвал. В конечном итоге, следовало объясниться:
для нас «деконструкция» -- это корректное размещение философско-
го или социологического дискурса в контексте истории философии
(западной и незападной) и в социологическом поле. При этом мы не
хотим жестко привязывать эту процедуру ни к хайдеггеровской мо-
дели философско-исторического процесса, ни (тем более)
к специфическим идеям Дерриды или других постмодернистов.
Привлечение социологического контекста в данном случае не
случайно. Мы глубоко убеждены, что именно социальность во всем
ее историческом и этническом многообразии формирует основные
силовые линии семантического поля. Мы исходим из принципа со-
циологического плюрализма и структурной социологии, то есть при-
знаем за каждым обществом право на создание своих самобытных
семантических структур, которые корректный ученый должен по-
стигать и понимать, а не оценивать. Поэтому деконструкция приоб-
ретает дополнительное измерение: это контекстуализация дискурса
в конкретике данного общества в том или ином историческом мо-
менте его существования.
На этой общей идее философской и социологической деконструк-
ции основаны все четыре тематических семинара, чье содержание
представлено в данном сборнике.
Первый семинар посвящен разбору некоторых наиболее актуаль-
ных аспектов социологии воображения , построенной на теориях
французского социолога Жильбера Дюрана. Доклады участников
рассматривают релевантность «мифоанализа» как герменевтиче-
ского метода, предложенного Ж.Дюраном; роль воображения в «же-
стоком театре» Антонена Арто; функции воображения в исламской
мистике на основе трудов А.Корбена; теорию письма как боли у не-
мецкого философа и социолога Дитмара Кампера и различия между
«социологией воображения»3 Жильбера Дюрана и «социологиче-
ским воображением» американского социолога Ч.Р.Миллса.
Второй семинар отсылает нас к релевантности этносоциологии
как особого направления в социологии и антропологии.2 В докладах
освещаются зависимость структур мышления от этносоциологиче-
ской специфики общества; проблемы этноса и его статуса
в Европейском Союзе; вопросы идентичности мигрантов во Фран-
ции и в России; влияние индоевропейской этничности на возникно-
вение западно-европейской философии и структуры цивилизацион-
ной идентичности.
Третий семинар представлял собой творческий прорыв в тонкую
философскую тему обоснования возможности русской философии4
исходя из социологической, культурной и исторической специфики
русского общества. На семинаре рассматривались концепты русско-
го имажинэра, хаоса, научная метафора «лица Земли», теории «фи-
лософии глубин» (по аналогии с «психологией глубин» К.Г.Юнга);
хаос в философии Общего Дела Н.Ф.Федорова; проблема столкно-
вения хаоса и субъекта.
Заключительный четвертый семинар поставил в центре внимания
проблему времени – в философском, онтологическом, социологиче-
ском смыслах. Были описаны концепты «вертикального времени»,
«вечного возвращения», «темпоральных структур»; исследовано
представление о времени в кашмирском адвайто-шиваизме; поднят
вопрос о рационализации и оптимизации времени в современных
высоких технологиях; проанализоровано отношение ко времени в
философии Э.Левинаса.
Несмотря на широкий разброс тем, общей линей, объединяющей
данный альманах, является именно базовый метод построения пу-
бликуемых в нем докладов и исследований: все они основаны на кон-
текстуализации рассматриваемых проблем, теорий, идей, концептов,
терминов в привязке к философской и социологической семантике
конкретной исторической, социальной, этнической и религиозной
среды. Иными словами, все они представляют собой примеры де-
конструкции в самом широком понимании этого слова.
Мы планируем и в дальнейшем продолжать выпуски материалов
философского и социологического характера и полностью открыты
в этом вопросе к сотрудничеству со всеми интеллектуальными сре-
дами, учеными и отдельными авторами.
д. пол. н. А. Г. Дугин
Директор Центра консервативных исследований
1 Heidegger M. Sein und Ziet. Tubingen, 1967.
2 Дугин А. Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала. М.:Академический проект, 2010.
3 Дугин А. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011.
4 Дугин А. Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии. М,: Академический проект, 2010.